Начав разговор о новаторских методах предотвращения дорожно-транспортных происшествий с пешеходов, грех не продолжить его водителями. В конце концов, именно в их руках находится та сила, которая убивает и калечит, и именно они, среагировав вовремя, способны спасти зеваку на проезжей части.

А с водителями ситуация проще и интересней одновременно. Проще — потому что одной из главных причин ДТП в последние десять лет стал мобильный телефон. Интересней, потому что в отличие от пешеходов, которых приходится учить, убеждать, о которых приходится заботиться, водителей можно обезопасить, повлияв не на них самих, а на производителей телефонов и смартфонов — принудив реализовать в своих устройствах особый режим работы, который будет автоматически предотвращать трагедии на дорогах. Именно это сейчас пытаются проделать в США, но поскольку у России в этом плане особые возможности и опыт, нам тоже стоит к эксперименту присмотреться.

Начать рассказ лучше всего со статистики. У нас, к сожалению, настолько подробных данных не собирают (если я ошибаюсь, поправьте), а вот в Соединённых Штатах Национальному управлению по безопасности дорожного движения при министерстве транспорта весьма точно известно, как много аварий (в том числе со смертельным исходом) случается каждый год по вине водителей, внимание которых было отвлечено от дороги. Число это остаётся практически неизменным вот уже 10 лет и составляет около 10% для смертельных и 16% для несмертельных ДТП.

Ведь отвлечь водителя так легко! Разыгрался ребёнок на заднем сиденье, спросил что-то пассажир в кресле рядом, попался на глаза занимательный рекламный щит… Но что важно, в общей массе происшествий, случившихся по причине потери внимания, в течение тех же 10 лет стабильно год к году прирастает доля инцидентов, спровоцированных мобильными телефонами — и это уже сделало мобильник одним из самых опасных предметов в салоне автомобиля: тысячи смертей, десятки тысяч увечий на его счету ежегодно только в США! Статистику можно экстраполировать и на другие части света, в том числе Россию, ибо качественно манеры водителей у нас не отличаются: они точно так же любят отвлекаться на телефон — что выезжая из двора, что на магистрали.

Телефон и вождение — вещи несовместные. Статистика тут простая: как только водитель «переключается» на телефон (в руках он у него или через гарнитуру, не имеет значения), риск попасть в аварию вырастает вчетверо.
Телефон и вождение — вещи несовместные. Статистика тут простая: как только водитель «переключается» на телефон (в руках он у него или через гарнитуру, не имеет значения), риск попасть в аварию вырастает вчетверо.

Эксперты говорят, что существуют три способа отвлечь водителя от дороги. Визуальный: когда что-то заставляет перевести взгляд и перенести фокус внимания. Мануальный: когда что-то, кроме руля, требует одной или обеих рук. И когнитивный: когда водитель задумывается о чём-либо, не имеющем отношения к дороге. Телефон, в отличие от других предметов, устройств и факторов (ну, например, кружки кофе или плеера) способен провоцировать все три вида отвлечения и чаще всего именно так и случается.

Цифры, полученные опытным путём, ужасают: например, на ввод одного текстового сообщения за рулём требуется около двух десятков секунд, что означает, что даже при движении с разрешённой в городах скоростью, водитель не следит за дорогой на протяжении в общей сложности трёхсот метров! И тем не менее убеждение не работает, и даже штрафы (в США, как и везде, запрещено вести автомобиль с телефоном в руках) не в состоянии направить упрямо растущую кривую ДТП вниз. Так что чиновники, устав от попыток переломить ситуацию с помощью местных властей и активистов, задействовали третий канал: производителей. Они сформулировали набор добровольных рекомендаций для производителей смартфонов, реализация которых действительно поможет улучшить дорожную безопасность.

Главное в этих рекомендациях — так называемый Driver mode, то есть буквально режим «За рулём». Ближайшим его аналогом может служить имеющийся сегодня в каждом мобильнике «Режим полёта». Но если в «Режиме полёта» отключается радиопередающая часть (чтобы случайно не помешать работе электроники на гражданских самолётах), то «За рулём» должен будет переводить телефон в, скажем так, упрощённый режим, когда отключаются лишь некоторые функции, а значительная часть остальных начинают работать иначе, чем всегда.

Так полный запрет налагается на воспроизведение видео и демонстрацию изображений, не относящихся к поездке, на ввод текстовых сообщений и вообще текста с клавиатуры, показ документов из соцсетей и в браузере, автоматическое пролистывание (чтобы читать книги с экрана с занятыми руками), конечно, на рекламу.

В то же время, например, информация о местоположении автомобиля и дорожной обстановке должна выдаваться в максимально простом виде, желательно, не требующем от водителя никаких лишних действий. И ввод информации в телефон тоже должен быть доступен (например, для навигации или координации действий с другими водителями), но только голосом, то есть диктовкой. Наконец интерфейс некоторых допустимых приложений (вроде музыкальных плееров) должен быть временно упрощён настолько, чтобы взаимодействовать с ними можно было буквально одним быстрым прикосновением: крупные клавиши, крупный текст, отсутствие отнимающих время функций.

К несчастью ассортимент «умных» устройств, способных завладеть вниманием водителя, постоянно пополняется новинками. К ноутбукам, планшетам и мобильным телефонам теперь добавились ещё и «умные» часы, «умные» браслеты. И что появится завтра, никто предположить, конечно, не в силах.
К несчастью ассортимент «умных» устройств, способных завладеть вниманием водителя, постоянно пополняется новинками. К ноутбукам, планшетам и мобильным телефонам теперь добавились ещё и «умные» часы, «умные» браслеты. И что появится завтра, никто предположить, конечно, не в силах.

Интересно, что в том или ином виде подобный функционал уже реализуется — как производителями самих телефонов, так и разработчиками различных приложений. Apple, например, уже встроила в «Айфоны» кое-какие из рекомендуемых функций, в частности, ограничив список приложений, которые разрешено запускать за рулём. А разработчик знаменитой игры «Pokemon Go» встроил в неё выключатель, срабатывающий, когда телефон движется с большой скоростью — как раз для того, чтобы не играли водители.

Иначе говоря, в рекомендациях американских дорожников нет ничего невыполнимого: всё это технически реализуемо, включая и автоматическое обнаружение того, что телефон находится в движущейся машине. Однако американцы не рискнули пока принуждать, ограничились лишь рекомендациями. По прошлому опыту можно сказать, что, не желая идти на конфронтацию с властью, производители прислушаются к советам Управления и со временем встроят в телефоны все или некоторые из рекомендованных функций. Просто случится это не так скоро, как хотелось бы родственникам погибших за рулём…

И вот тут как раз просматривается шанс для России. У нас накоплен уникальный опыт принуждения бизнеса к работе в полезном обществу направлении. Последним примером может служить кампания по переносу баз данных о гражданах в дата-центры на территории страны: жёсткая, но правильная инициатива, которую удалось претворить в жизнь с единичными исключениями. А ведь там речь даже не шла о жизнях, только лишь об информационной безопасности! Так почему не проделать то же самое, для отечественного варианта режима «За рулём»? Скажем, обязать производителей мобильных цифровых устройств, желающих и дальше продавать в России свою продукцию, внедрить в них такой режим в срок до 2018 года.

Конечно, конфликты будут: не все производители согласятся плясать под чужую дудку, образно выражаясь. Однако российский рынок мобильной электроники достаточно велик и, что важно, он всё ещё растёт — что делает его одним из самых привлекательных, в частности, для китайских электронных гигантов. Так что крупные компании от нас не уйдут, не нужно этого бояться. А итогом будут спасённые жизни: тысячи россиян ежегодно, избежавшие смерти или увечий. Разве игра не стоит свеч?

Источник: Госвопрос