Одна из вещей, которые расстраивают меня сильнее всего в цифровой технике: несмотря на весь прогресс, мы так и не научились делать её хотя бы похожей на живое. Я не о том, чтобы приделывать ушки роботам и заставлять говорить «привет, хозяин», но о том, чтобы сделать поведение не плоским. Понимаете? Понимаете, конечно же, тупое железо и вам надоело не меньше моего!

Возьмите любое устройство или программу, от телевизора и плеера до новейших интеллектуальных помощников типа Кортаны и Сири. И что? Да на них смотреть без боли нельзя! Это в лучшем случае убогое, топорное подобие живого существа с признаками интеллекта (причём, скорее внешними), в худшем же вообще неодушевлённая железка без всяких претензий на. Что, разработчики не могли потратить несколько процентов системных ресурсов на оживление своего продукта? Или, скажете, не хватает выразительных средств? А я скажу, что это чушь! И теперь мне даже есть чем свою уверенность подтвердить. Вот этим малышом под названием… нет, по имени Cozmo!

Он только что пошёл в продажу, по крайней мере в США. За него просят почти 200 долларов, но всё продано до Нового года, так что едва ли вам удастся положить его под ёлку. Первое впечатление, конечно: неадекватно дорогая игрушка. Внешне Cozmo — вроде экскаватора, который был у каждого в детстве: на гусеничном ходу, с манипулятором в виде бульдозерного ковша, ну и крохотным «телевизором» вместо кабинки. И тем не менее стоят за ним очень серьёзные ребята, на роботехнике собаку съевшие. Это уже не первый их продукт, но первый такой необычный: волшебство начинается, когда его включаешь!

Cozmo — робот с элементами искусственного интеллекта и, главное, выкрученными до предела выразительными средствами. Уместить всё это в противоударный корпус размером чуть больше спичечного коробка трудно, поэтому конструкторы поступили хитро: Cozmo работает в паре со смартфоном (через Wi-Fi), играющим роль выносного мозга. Батарейки хватает на полтора часа, после чего он отправляется «спать».

Итак, малыш съезжает с зарядной платформы, оглядывается и принимается за дело. В числе первых задач — исследовать местность (обычно, стол, для езды по которому он и предназначен) и узнать людей, с которыми ему предстоит общаться. Спрятанная спереди видеокамера и умный софт позволяют ему гонять по столу и не падать (не идеально, но без последствий). Хозяина же он узнаёт буквально в лицо и заучивает имя, которое проговаривает потом голоском, сильно напоминающим R2-D2 и Wall-E/Номера Пятого.

Вообще, по ходу действия он постоянно что-то уютно бурчит и сопровождает анимированными глазками, изображёнными на «тёплом аналоговом мониторе» времён EGA. Аналогии не случайны: его и задумывали похожим на этих легендарных персонажей, а помогали воплощать задумку художники и композиторы из Pixar и Dreamworks.

Уж не знаю, в какой пропорции замешаны там самообучение и запрограммированное поведение, но те, кто имел счастье играть с Cozmo на своём столе, утверждают, что предсказать его инициативу и реакции очень трудно, а надоесть он не надоедает даже за неделю. Активность его, помимо узнавания людей и навигации, сводится к разным играм, в том числе с «умными» кубиками (три в комплекте; на батарейках, светятся и способны менять цвет). Кубики как раз подходят по размеру к ковшу, так что малыш может составлять их, двигать, толкать и даже бросаться, если не в духе.

«Не в духе» в данном случае следует понимать буквально. Создатели имплантировали в Cozmo штуку, которую называют «эмоциональным движком». Робот «знает» всю гамму эмоций, от радости и восторга, до грусти и раздражения. И несмотря на крайне скудные возможности их выражения, способен всё это показать — да так, что невозможно сдержать улыбку. Фотографии, кстати, не передают и десятой части этой выразительности: смотрите ролики!

Вот он зовёт вас поиграть, подкатив к руке и нежно касаясь ковшичком. Отказали, помахав и состроив гримасу? Расстроится, «сделает глазками» и «всплеснёт руками». Согласились? Например, сыграть в «Щёлкни наперегонки» — кто первым шлёпнет по кубику, поменявшему цвет. Будет увлечённо стараться опередить вас, постепенно наращивая диапазон реакций (только отчасти запрограммированных).

Возьмёте на руки? Зажмурит глазки от удовольствия, а может быть станет протестовать, словно цыплёнок. Подарите кубик? Закружится от восторга. Застрянет — сделает всё возможное, чтобы перевернуться обратно «на ноги», под соответствующее сопровождение голосом и глазами. А если уснёт на платформе, будет тихо похрапывать.

У авторов на это маленькое чудо большие планы. Они хотят, чтобы малыш стал своего рода универсальной робоплатформой для дома и офиса: платформой, на которой будут обкатываться новые идеи. То есть не столько игрушкой, сколько подобием иксбоксовского Kinect (нашедшего самое широкое применение за пределами игр). Для этого он комплектуется несложным API/SDK — так что его точно можно будет научить и новым играм, и, к примеру, управлению другими «умными» устройствами.

Впрочем и как игрушка он пойдёт далеко, с ним станут играть дети всех возрастов, от 9 (на которых он ориентирован) до 109. Потому что, без всяких оговорок, это один из, если не единственный, продукт на рынке электроники, который реально тратит значительную часть ресурсов просто на выразительность — делая общение с ним невыразимо приятным!

Только представьте, насколько интересней и веселей стал бы цифровой мир, если бы смартфон выражал огорчение, снимая «зависшую» программу (о, спасибо Apple за расстроенную мордашку «Мака»!), если бы «умный» телевизор, готовясь прерваться на рекламу во время футбольного матча, предупреждал — «Прости, хозяин, снова она, сходи пока за пивом!». Если бы пресловутые интеллектуальные ассистенты говорили не сшитым на грубую нитку из кусков, словно Франкенштейн, голосом, а хотя бы вот таким, игрушечным, но «своим», и не шаблонные фразы, а что-то адекватное стоящему за ними ИИ и мощностям!

Всё это уже осуществимо: взгляните на Cozmo! Вопрос только в том, когда наконец производители начнут уделять этому внимание. Надеюсь, если они не дозреют сами, скоро их заставит сделать это конкуренция: людям обрыднут тупые «умные» устройства, программы. И тогда никто уже не взглянет на телефон, не умеющий шутить, на телевизор, не знающий интересов пользователя, на автомобиль, неспособный пожурить за проскок на «жёлтый» и не разделяющий восторга от 160 км/ч по хорошей трассе…

Источник: Компьютерра