В зависимости от условий работы и потребностей хозяйствующих субъектов, в отечественной практике применяются несколько методов расчета заработной платы. К основным видам организации оплаты труда следует отнести:
- фиксированный оклад — самый простой вариант, при котором занимающий определенную вакансию работник ежемесячно получает в качестве вознаграждения за выполнение должностных обязанностей одинаковую заранее оговоренную сумму;
- фиксированная з/п + мотивационные бонусы (например, премия за выполнение плана, процент от продаж и т.п. в привязке к деятельности компании) — метод, позволяющий работнику повысить заработок, выполнив определенные задачи или достигнув установленную планку результатов;
- сдельная з/п — метод оплаты труда, предполагающий вознаграждение за выполненную задачу или реализованный проект, причем размер зарплаты определяется объемом и качеством выполненной работы и может установливаться как в виде фиксированной сумме, так и в процентном выражении от общей стоимости проекта;
Помимо этого, возможны комбинации из нескольких основных методов. Очевидно, что бухгалтерский расчет заработной платы в каждом случае требует высокого профессионализма исполнителя, потому что ошибки в этой работе дорого обходятся работодателю.
Рекомендации по выбору метода
Выбор наиболее подходящего метода расчета зарплаты для конкретной компании зависит от многих факторов, в числе которых: тип бизнеса, уровень конкуренции, потребности в определенных навыках и опыте у сотрудников.
Так, при выполнении стандартных рутинных должностных обязанностей нет никакой необходимости усложнять систему, отказываясь от фиксированного оклада. Подход оправдан, если успехи компании не слишком зависят от результатов работы, и дает возможность поддерживать эту статью расходов на стабильном уровне.
Введение в систему поощрительных бонусов позволяет более гибко учитывать различные факторы при определении размера зарплаты — например, квалификацию работника, сложность выполненных задач, качество результатов работы.
Важно провести анализ рынка труда, оценить потребности компании и определить, какой метод будет наиболее эффективным для достижения целей компании.