Вы любите видеоигры жанра «головоломка»? Какие ассоциации возникают в вашей голове при упоминании этого слова? Кто-то сразу подумает об играх вроде «Сапёра» или «Тетриса», кому-то ближе яркие и весёлые развлечения наподобие Cut the Rope, а кто-то ностальгически улыбнётся, вспомнив время, проведённое им в квесте Myst. Но существуют и такие головоломки, которые на деле гораздо глубже и сложнее всего того, что вы можете себе вообразить. К таким играм можно смело отнести работы американского гейм-дизайнера Джонатана Блоу, на прошлой неделе выпустившего для игровой консоли PlayStation 4 и PC свой новый проект под названием The Witness.
Джонатан Блоу за все 45 лет своей жизни выпустил всего две игры. Но эти произведения настолько необычны, что гейм-дизайнер моментально обрёл культовый статус среди поклонников видеоигр и старожилов игровой индустрии. Его первой игрой стала головоломка Braid, выпущенная в 2008 году для игровой консоли Xbox 360. Джонатан потратил на её разработку три года своей жизни и 200 000 долларов собственных денег (при общем бюджете в 800 000 долларов), которые он занял у банка, заложив свой дом. В Braid игрок мог управлять течением времени, чтобы выполнять поставленные перед ним задачи, параллельно открывая для себя игровой сюжет. Сюжет, к слову, был «с двойным дном», так что каждый мог понимать его по-своему.
Вырученные от продаж Braid деньги (около 4 миллионов долларов) Джонатан Блоу пустил на разработку своего следующего проекта. Теперь он уже мог позволить себе нанять команду разработчиков, включающую 15 человек, а также написать собственный графический движок. Работа над игрой The Witness началась в 2008 году, практически сразу после того, как Braid поступила в продажу. Более семи лет ушло у Блоу на то, чтобы воплотить в жизнь уникальное видение того, что он хотел получить в итоге. Стоило ли вкладывать столько времени и сил в этот проект? Как воспримут современные игроки настолько комплексную и необычную головоломку? Давайте разберёмся.
The Witness – продукт штучный и во всех отношениях уникальный. Джонатан Блоу всегда стремился к минимализму, поэтому в этой игре у вас не будет инвентаря, как в старых квестах, а из элементов управления у вас имеются буквально две-три кнопки. Вы можете перемещаться по яркому, залитому солнцем острову, а также можете взаимодействовать с более чем 650 разбросанными по нему головоломками. Когда разработчик пару лет назад демонстрировал журналистам записи раннего игрового процесса The Witness, многие решили, что игра может получиться довольно однообразной, ведь головоломки эти представляли собой квадратные панели с изображёнными на них лабиринтами, которые предстояло проходить игроку. Но на деле всё оказалось не так просто.
Головоломки в игре, я не побоюсь этого слова, просто гениальны. Всё начинается с незамысловатых лабиринтов, в которых необходимо курсором проложить путь от начала к выходу. Чтобы открыть дверь – пройдите лабиринт, чтобы подать питание к какому-либо механизму – пройдите лабиринт. Вроде бы ничего сложного. Но дело в том, что дальше механика пазлов становится всё более замысловатой и многослойной. И вот уже вас заставляют не просто пройти лабиринт, а ещё попутно собрать все чёрные точки, разбросанные по нему, или же отделить чёрные элементы головоломки от белых. Затем вам предстоит решать синхронные головоломки, когда необходимо управлять сразу двумя зеркально отражёнными линиями, чуть позже к делу подключаются задачи геометрического и математического характера, а потом все эти механики начинают переплетаться между собой, порождая невероятные испытания для пытливых умов.
При этом игра не собирается на пальцах объяснять вам, как решить ту или иную задачу. Здесь нет раздела «Помощь», поэтому рассчитывать приходится исключительно на себя. Это дизайнерское решение Джонатана Блоу поначалу может смутить некоторых избалованных современными играми геймеров, но людям «старой закалки» подобные сложности только в радость. Мир игры The Witness открытый, поэтому вы можете свободно отправиться в любой его уголок с самого начала. Да и решать абсолютно все головоломки на своём пути вовсе не обязательно. Важны лишь ключевые, которые приведут вас к финалу, остальные же можно оставить на потом или вовсе пропустить. Но их решение позволят вам прочувствовать игру гораздо лучше и открыть для себя доселе невидимые её черты.
А «невидимых глазу» моментов в игре полным полно. Сразу вспоминается цитата из замечательного французского фильма «Амели»: «Мсье, когда палец указывает на небо, дурак смотрит на палец». Невнимательный игрок будет рвать на себе волосы и пытаться решить сложные головоломки наскоком, а более уравновешенный и вдумчивый человек не станет спешить, осмотрится и сделает удивительное открытие: игра на самом деле полна подсказок, но только увидеть их сможет далеко не каждый. Отражения в водной глади озера, тень от веток деревьев, орнамент на стене – всё это может помочь вам в преодолении сложнейших пазлов. Иногда нужно всего лишь взглянуть на пазл под правильным углом, и на вас снизойдёт озарение. Главное — отбросить всё лишнее и раскрепостить сознание.
Но не только подсказки скрываются от наших глаз в этой игре. Во время исследования острова вы будете натыкаться на таинственные чёрные обелиски, которые являются своего рода компасом, указывающим на невидимые невооружённому глазу головоломки. Дело в том, что игрок может активировать режим решения пазла в любой момент, нажав на соответствующую кнопку. Таким образом, встав в правильном месте и взглянув под определённым углом на различные объекты, вы можете разглядеть скрытые в них головоломки. Они могут прятаться от вас в узоре, выложенном вьющимися цветами на стене полуразрушенного дома, являться фрагментом диковинного орнамента или лабиринтом, вырубленном из кустов, на который вы смотрите с возвышенности. Элементами пазла может стать солнце, дерево или тропинка, главное — научиться видеть во всём этом определённую систему. Недаром ведь игра называется «Свидетель», как бы намекая на то, что решение некоторых задач открывается исключительно в процессе наблюдения за окружающим миром.
Сюжет в игре столь же минималистичен, как и её интерфейс. Доподлинно неизвестно, что же на самом деле происходит, кто такой главный герой и как он попал на этот загадочный остров полный головоломок. Во время прохождения вы наталкиваетесь на каменные статуи людей, застывших в различных позах и совершенно непонятно, что они символизируют и откуда взялись. Также в ходе путешествия по острову самые внимательные игроки смогут отыскать множество аудиокассет с записями, намекающими на то, что же на самом деле происходит. Но даже с помощью этих записей вы вряд ли сможете разобраться в происходящем до самого конца. Зато внешне игра выглядит просто роскошно! Яркие краски, потрясающий арт-дизайн, великолепные пейзажи – всё это позволяет без остатка раствориться в гармоничном мире The Witness.
Сложность The Witness настолько высока, что некоторые головоломки до сих пор никто так и не смог решить. А ведь игру приобрели сотни тысяч человек по всему миру, которые делятся в Сети подсказками и решениями, а также активно обсуждают скрытые философские смыслы, скрытые в игре. Согласно теории, всплывшей недавно в Интернете (возможно, с подачи самих разработчиков игры), в The Witness скрыто несколько концовок. Проходя игру раз за разом игрок будет открывать всё новые и новые кусочки пазла, из которых в итоге получится сложить общую картину. Если довериться слухам и на секунду отбросить вероятность того, что их могли распустить какие-нибудь шутники, то добраться до истинной концовки игры смогут лишь 2-3 человека в течение года с начала её продаж. Каждый из них после завершения The Witness получит подробную инструкцию о том, как принять участие в некоем закрытом мероприятии, организованном Джонатоном Блоу и командой разработчиков для самых умных игроков. Авиаперелёт победителей в США, что немаловажно, разработчики оплачивают из своего кармана. Что ж, если это правда, то перед нами весьма оригинальный подход к вознаграждению за терпеливость и любопытство.
Плюсы:
Игра невероятно красива. Скриншоты можно распечатывать и вешать в рамочке на стену.
Огромное количество гениальных головоломок: от простых до нереально сложных.
Игра демонстрирует чудеса минимализма в плане интуитивно понятного интерфейса.
Впервые я вижу такую интеграцию головоломок в игровое окружение и сюжет.
Игра вознаграждает подсказками только самых внимательных игроков.
Любители поиска глубинных смыслов будут счастливы в мире The Witness.
Полностью открытый мир, где вы вольны отправиться куда угодно.
Игру можно прописывать в качестве альтернативы арт-терапии.
Минусы:
Высокая сложность The Witness оттолкнёт большинство современных геймеров.
Сюжет останется для многих загадкой даже после прохождения игры.
В игре начисто отсутствует музыкальное сопровождение.
The Witness – это не просто сборник головоломок. Игра эта представляет собой сложную экосистему, которая рассказывает свою историю посредством намёков, образов и аллюзий. О том, что эксперимент Джонатана Блоу оказался удачным, ярко свидетельствует тот факт, что The Witness за одну только первую неделю продаж принесла своему создателю столько же денег, сколько его первая игра Braid принесла за год. Решение замысловатых головоломок дарит вам ни с чем не сравнимую радость. В этом заключается простая философия создателя игры, сводящаяся к следующему умозаключению: «Так здорово, когда игра позволяет человеку почувствовать себя умным». Ставлю игре 9 баллов из 10 и рекомендую её к приобретению всем тем, кто по-настоящему любит думать.
Источник: